История дома

Трудно представить, что до тридцатых годов на месте Кутузовского проспекта были только бревенчатые малоэтажные дома, палисадники и огороды. Район относился к одним из самых неблагоустроенных, так как набережная в половодье всегда затоплялась и из-за глинистой почвы образовывались не просыхающие лужи. Люди с хорошим достатком из-за постоянных наводнений не селились в Дорогомилове – на полуострове, образованном из петли Москвы-реки. В XIII веке местность принадлежала новгородскому боярину Ивану Дорогомилову. В конце XVI века по указу Бориса Годунова сюда поселили государевых ямщиков. В 1875 году построили Трехгорный пивоваренный завод (Бадаевский, Кутузовский проспект, 8, корп. 2), а в 1908 году появилась окружная железная дорога со станцией Кутузово.

История строительства нашего дома №10 по Кутузовскому проспекту связана с утвержденным 10 июля 1935 года Генеральным планом реконструкции Москвы. Вскоре после утверждения началось коренное переустройство Дорогомилово. Поскольку по территории района Дорогомилово проходила Смоленская дорога, на протяжении веков являвшаяся основным путем из Москвы на запад, он и был выбран для создания новой радиальной магистрали. Ей предстояло связать центр с западной зоной города и въездом в столицу с Минского шоссе. В связи с этим намечались большие работы.

В плане реконструкции Москвы было записано:

  • Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки.
  • Дорогомиловская улица до Дорогомиловской площади расширяется с 31 до 70 м. Реконструируемая Дорогомиловская площадь становится узловой, разгрузочной и связывает Дорогомиловскую улицу и новый Арбат с Можайским шоссе.
  • Можайское шоссе превращается в одну из самых оживленных артерий города шириной 70–100 м. Правая сторона этой магистрали освобождается от ветхих зданий. Богатые зеленые массивы связывают магистраль с набережной Москвы-реки.
  • В целях разгрузки Арбата прокладывается новая прямая магистраль, так называемая Новоарбатская (будущий Кутузовский проспект). Магистраль проходит от Москвы-реки через кварталы Дорогомиловской улицы и Дорогомиловской площади.
  • Набережная Москвы-реки превращается в сквозную магистраль. Набережные озеленяются, берега одеваются в гранит.
  • Москва-река у Дорогомиловской луки спрямляется. Дорогомиловская набережная становится одной из благоустроенных улиц Москвы.
  • Бережковская набережная расширяется до 50 м.

Вот карта района по состоянию на 1942 год. Пунктирными линиями показана новая планировка – Кутузовский проспект и Украинский бульвар, пробитые в конце 1950-х – 1960-х годах. Розовым выделены сохранившиеся с 1942 года дома. Оранжевым – первая Железнодорожная школа (бывшее училище), которая будет встречаться на множестве фотографий. Показаны точки с номерами и направлением съёмки.

Схема дома

Застройка Кутузовского проспекта от места его слияния с Большой Дорогомиловской улицей началась в 1936 году. Вначале не было общего проекта планировки и застройки магистрали. Но, учитывая ее значение для города и стремясь придать району архитектурное единство, Московский Совет в 1938 году объявил закрытый конкурс на проект застройки территории от Дорогомиловской заставы до Окружной железной дороги. Проект предусматривал строительство многоэтажных домов, в целом свыше 1 млн. куб. метров. Но осуществлению этих грандиозных планов помешала война.

В 1947 году в дни празднования 800-летия Москвы состоялась торжественная закладка высотного здания гостиницы «Украина». Это крупнейшее здание Кутузовского проспекта (автор проекта — арх. А.Г. Мордвинов, соавторы — арх. В.К. Олтаржевский и В.Г. Калиш). Общая высота его — 170 метров. В центральной части, высотой в 29 этажей, находится гостиница. По бокам выстроены два многоэтажных жилых корпуса по 250 квартир каждый.

В 1957 году через Москву-реку в районе Дорогомиловской излучины был сооружен Новоарбатский мост (авт. проекта — М.С. Крючков, С.С. Мейтарчан, М.С. Руденко, С.Я. Терехин, арх. — А.И. Сусоров и К.Н. Яковлев; с 1963-го до начала 1990-х годов мост именовался Калининским). Он соединил Кутузовский проспект с Новоарбатским.

Хорошо виден характер застройки переулков – сплошняком деревянные одно- и двухэтажные дома. Слева проходит 3-й Луговой переулок, правее – 4-й Луговой, на котором стоит сохранившийся до сих пор дом, построенный в 1926 году (сейчас – Кутузовскй проспект, 9к2).

Далее – широкий квартал до Дорогомиловского вала. 5-этажное здание на переднем плане – железнодорожная школа №1. Скоро она будет снесена, у неё уже содрана крыша. За школой проходит 2-я Бородинская улица, этот её участок не сохранился. Справа на переднем плане – достраивающийся дом 4/2 на углу будущих Кутузовского проспекта и Украинского бульвара. Его линию по ещё не пробитому проспекту продолжает дом №10 (в правом верхнем углу).
Дом 1

Немного позже. Сносится школа и соседние дома. Линия будущего проспекта уже прослеживается, за школой роют канаву, а перед школой уже закатан асфальт.Дом 2

Вид на противоположную сторону Кутузовского проспекта, напротив Азбуки вкуса.Дом 3

И вот конец 1957 года. Проспект прорублен, и по нему уже открыто движение. Дом 4/2 достроен, а дом 6 видимо, только начинает строиться. Дорогомиловский вал оказался разорван на две части. Кстати, его участок справа сохранился до сих пор, как и 4-этажный дом, стоящий по линии вала. Но сейчас это уже просто безымянный проезд, название «Дорогомиловский вал» было давно упразднено. И, конечно же, удивительно смотрится рядом с Кутузовским проспектом деревянная полусельская застройка.Дом 4

И ещё один вид с гостиницы, из фильма «Конец старой Берёзовки», 1960 года. Хорошо видно развилку Кутузовского и Дорогомиловской. И, новые дома уже встали по ту сторону проспекта. Теперь многоэтажки прячут за собой весь этот «шанхай». Такое, кстати, в те времена можно было встретить очень часто! По проспекту или набережной – новый город, а если заглянуть во двор – там «деревня» или «старые тесные трущобы».Дом 5

Вид на Кутузовский проспект со стороны Новоарбатского моста. Конец 1950 – начало 1960-х гг. Мост трехпролетный; опоры моста, выполненные в виде колоннад, придают легкость всей конструкции. Ширина моста — 43 м, 24 м — проезжая часть. Длина моста вместе с подъездными эстакадами 500 м; под эстакадами расположены гаражи и проезды по набережным.

Дом 6

   С нашим домом связаны имена таких известных людей, как Плотников Александр Константинович, Заслуженный деятель искусств РФСР, основатель и главный режиссёр театра Драмы и комедии на Таганке; Бартини Роберт Людвигович, выдающийся авиаконструктор; Арутюн Амаякович Акопян, Народный артист СССР, иллюзионист; Ковальчук Андрей Николаевич, народный художник РФ, скульптор.


 

 

Напишите администратору сайта

Ваши замечания, предложения, пожелания

Sending

©2017 Кутузовский 10. Все права защищены.

Log in with your credentials

Forgot your details?

Перейти к верхней панели